Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Аватара пользователя
f12SEGA
Сообщения: 692
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 12:56
Мотоцикл: Минск 3.112.1
Откуда: Кирово-Чепецк
Контактная информация:

Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение f12SEGA »

Вот часть статьи из журнала Моделист Конструктор 2003.

Гусеничный блок. Этот движитель использую для передвижения по снегу. Устанавливается он на мотоцикл в маятниковую вилку вместо заднего колеса.

Гусеничный блок собран на собственной раме. Его рама, хотя и пространственная, но очень простая: салазки и П-образная стойка, сваренные из стального уголка 25x25 мм, впереди салазки загнуты вверх под углом около 65°. Стойка закреплена дополнительно двумя подкосами (из полудюймовой трубы) с каждой стороны. Вверху расплющенные и подзагнутые концы труб приварены к стойкам, а внизу к салазкам, вместе с двумя поперечинами привернуты болтами М8. Поперечины, как и салазки, тоже выполнены из уголка 25x25 мм.

Сверху к перекладине стойки на кронштейнах приварен отрезок стальной трубы 3/4". В него свободно вставлена бронзовая втулка, через которую и проходит ось заднего колеса. Длина втулок - по ступице заднего колеса. Внутренние поверхности втулок густо смазаны "Литолом". К каждой поперечине снизу приварены по две ножки с втулками на нижних концах (обе детали из полудюймовой трубы). Через кронштейны с помощью осей (болтов М8) и резиновых втулок на них крепится опорная лыжа. Она сделана из цельного дюралюминиевого листа толщиной 4 мм в форме короба (для жесткости): впереди сужена (проходит между звездочек) и загнута по радиусу приводной звездочки, а по бокам и сзади - отбортована. Нижняя поверхность ее обшита полиэтиленом толщиной 4 мм. Листы соединены алюминиевыми заклепками с потайными головками.

Приводной вал закреплен на раме с помощью пластин подвески немного выше ее, а натяжной - чуть ниже. Натяжные диски - обрезиненные.

Крутящий момент на ведущий вал и его звездочки передается от двигателя через промежуточный вал с помощью цепных передач (наружная - закрыта кожухом) с шагом 12,7 мм. Моторная звездочка - самодельная 12-зубая, остальные - от мотоцикла "Восход" - все три 17-зубые.

Промежуточный вал смонтирован в самодельном кожухе в двух подшипниках 205 и установлен в передней части рамы над гусеницей на своей стойке-трубе.

Здесь же впереди к поперечине загиба рамы приварены два кронштейна из стального листа толщиной 4 мм с небольшой площадкой-упором между ними и отдельной пластиной по размерам площадки с соединительным болтом. Этот узел служит для фиксации рамы гусеницы на задней маятниковой вилке мотоцикла.

И, наконец, гусеница. Она изготовлена из клиновых ремней (с профилем Б) и полиэтиленовых планок из толстостенных (10 мм) труб длиной 300 мм. Трудность состояла в том, что при проектировании гусеницы надо было увязать несколько размеров: длину ремней, ширину планок и расстояние между ними с модулем звездочек приводного вала (этот узел в сборе - от снегохода "Буран", звездочка 10-зубая, пластмассовая). Что касается размера планок и расстояния между ними - эти параметры необходимо было выдержать и при изготовлении гусеницы. В конце концов, и эти задачи были решены.

Гусеничный блок (на виде сверху гусеница условно не показана):

Изображение

1 - ремень гусеницы (клиновой ремень, профиль Б, 2 шт.); 2 - планка гусеницы 300x28x10 (полиэтилен); 3 - натяжной обрезиненный каток 140 (2 шт.); 4 - салазки рамы (стальной уголок 25x25); 5 - стойка рамы (стальной уголок 25x25); 6 - корпус втулки (стальная труба 3/4"); 7 - втулка (бронза); 8 - кронштейн (стальная труба 25x25); 9 - подкос (стальная труба 17x2, 4 шт.); 10 - звездочка привода гусеницы (z = 10, от снегохода "Буран", 2 шт.); 11 - приводная цепь (t = 12,7); 12 - стойка промежуточного вала (стальная труба 3/4"); 13 - кронштейн (сталь, лист s4, 2 шт.); 14 - натяжной механизм гусеницы; 15 - корпус подшипника 204 (2 шт.); 16 - ось подвески лыжи (болт М8, 4 шт.); 17 - подошва опорной лыжи (полиэтилен, лист s4); 18 - лыжа (дюралюминий, лист s4); 19 - кронштейн крепления опорной лыжи (дюралюминий, уголок 32x32); 20 - стойка опорной лыжи (стальная труба 1/2"); 21 - поперечина (сталь, уголок 25x25); 22 - подкос (стальная труба 18x2, 2 шт.); 23 - площадка (сталь, лист s2); 24 - звездочка промежуточного вала (z = 15,2 шт.); 25 - корпус подшипников 205 промежуточного вала (2 шт.); 26 - промежуточный вал; 27 - приводной вал гусеницы (от снегохода "Буран"); 28 - приводная звездочка вала гусеницы (z = 17); 29 - поперечины стоек опорной лыжи (сталь, уголок 25x25)

Изображение

Рулевая лыжа:

1 - лыжа (дюралюминий, лист s6); 2 - подошва (полиэтилен, лист s4); 3 - болт М6 крепления дужки (2 шт., второй болт расклепан); 4 - дужка (стальная труба 18x1); 5 - кронштейн крепления шарнира к лыже (дюралюминий, уголок 50x50); 6 - верхний кронштейн крепления штанги к передней вилке мотоцикла (сталь, уголок 36x36); 7 - хомут-стремянка (Ст3, пруток 10, 3 шт.); 8 - штанга (перо от передней вилки старого мотоцикла "Минск"); 9 - втулка для оси переднего колеса мотоцикла (труба 1/2"); 10 - средний передвижной кронштейн-пластина крепления штанги к передней вилке мотоцикла (Ст3, лист s6); 11 - нижний кронштейн-скоба крепления штанги к шарниру (Ст3, лист s6); 12 - ограничитель поворота шарнира (Ст3, пруток 6, 2 шт.); 13 - ось верхней втулки шарнира (болт M12); 14 - подрез (дюралюминиевый уголок 20x20); 15 - ось нижней втулки шарнира (болт M12); 16 - нижняя втулка шарнира (труба 1/2"); 17 - подшипник скольжения (фторопласт, 4 шт.)

Итог проделанной работы Изображение


Источник: "Моделист-Конструктор" 2003.
Последний раз редактировалось f12SEGA 31 мар 2011, 17:17, всего редактировалось 4 раза.
За тебя колым отдам,душу дьяволу продам...
Аватара пользователя
igor307
Сообщения: 63
Зарегистрирован: 20 июл 2009, 01:36
Мотоцикл: Минск 3.112.11 1992г.
Откуда: Бeлaрусь г.Костюковичи
Контактная информация:

Re: Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение igor307 »

Крутой прибомбас неплохобы это увидеть на самом мото.!!!
]\/[ ]/[ ]-[ ( ]-{
Аватара пользователя
f12SEGA
Сообщения: 692
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 12:56
Мотоцикл: Минск 3.112.1
Откуда: Кирово-Чепецк
Контактная информация:

Re: Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение f12SEGA »

Сам думаю-делать ли такое чюдо?Рама есть от восхода,двиг от минска есть(сёравно валяется),рамку под всё это дело можно по быстрому из уголков склепать,гусеницу тоже не составит труда сделать,4 колёсика,которые внутри гусеницы-можно вырезать из фанЭры электролобзиком,правда придётся поработать сварочником-отца попрошу сварит.
Если буду делать-конструкцию постораюсь сделать ещё проще.Как говорится простота-залог успеха!
За тебя колым отдам,душу дьяволу продам...
Аватара пользователя
igor307
Сообщения: 63
Зарегистрирован: 20 июл 2009, 01:36
Мотоцикл: Минск 3.112.11 1992г.
Откуда: Бeлaрусь г.Костюковичи
Контактная информация:

Re: Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение igor307 »

f12SEGA писал(а):Сам думаю-делать ли такое чюдо?Рама есть от восхода,двиг от минска есть(сёравно валяется),рамку под всё это дело можно по быстрому из уголков склепать,гусеницу тоже не составит труда сделать,4 колёсика,которые внутри гусеницы-можно вырезать из фанЭры электролобзиком,правда придётся поработать сварочником-отца попрошу сварит.
Если буду делать-конструкцию постораюсь сделать ещё проще.Как говорится простота-залог успеха!
Попробуй сделать темболее все есть нужно только желание и прямые руки !!!! :lol:
По мере продвижения будишь вылаживать фото, ну а мы будем помогать.
]\/[ ]/[ ]-[ ( ]-{
Аватара пользователя
f12SEGA
Сообщения: 692
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 12:56
Мотоцикл: Минск 3.112.1
Откуда: Кирово-Чепецк
Контактная информация:

Re: Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение f12SEGA »

Вот ещё снегоход!Статья тоже из МК,автор И. ЮВЕНАЛЬЕВ.

«ЭКСПРОМТ»
Снегоход, изготовленный В. И. Шадриным, — это не мотонарты. Автор конструкции задался целью сделать зимний «вездеход» из мотоцикла ижевского завода с минимальной переделкой для повышения проходимости по заснеженному пути.

В передней части снегохода, получившего название «Экспромт», вместо рулевого колеса установлена сочлененная лыжа. Ее направляющая часть соединена с поворотной вилкой мотоцикла и является управляющей. Задняя часть лыжи имеет наклонную ось для соединения с передней поворотной частью. Она присоединена к вилке через муфту, а через амортизатор — к раме мотоцикла. В продольном направлении эта часть лыжи неподвижна. Она же является и несущей: на нее передается вес машины и водителя. Благодаря амортизации лыжа обеспечивает мягкость движения по неровностям дороги. Интересно, что снятое переднее колесо не осталось без дела: оно установлено за задним колесом и присоединено к раме мотоцикла маятниковыми растяжками и стержнем-амортизатором.

На оба колеса надета гусеничная лента. Ее натяжение, помимо стержня-амортизатора, обеспечивается натяжным устройством, смонтированным на концах маятниковых рычагов.

Гусеничная лента проходит непосредственно по ободам колес. Внутренняя ее часть из протектора колес автомобиля «ГАЗ-51». Наружный слой — резинотканевая лента толщиной 5...6 мм и шириной 125 мм. Для обеспечения хорошего сцепления со снегом и предотвращения пробуксовки ленты на ее наружной стороне установлены грунтозацепы, изготовленные из листового дюралюминия или нержавеющей стали. Размер уголка грунтозацепа — 25x25 мм.

Несколько наклонное расположение колес (см. чертеж) не случайно. Это обеспечивает более высокое удельное давление на задний конец гусеничной ленты, улучшая тем самым сцепление ее с грунтом.

Верхняя часть гусеницы закрывается коробчатым кожухом. Он предохраняет водителя от захватываемого гусеницей снега. Кроме того, на кожухе крепится багажник.

* * *

В своем стремлении приспособить обычный мотоцикл для движения по снегу В. И. Шадрин не одинок. За последнее время любителями выполнены различные конструкции, повышающие проходимость мотоцикла. В этом направлении работают А. Светлешов из Куйбышевской области, П. Копляров из Красноярского края и другие. Но, к сожалению, пока еще не найден такой вариант, который при минимальной переделке, наименьшем количестве новых деталей обеспечивал бы желательную проходимость мотоцикла по зимнему бездорожью.

А такая конструкция очень нужна. Многие тысячи мотоциклов в заснеженных районах страны используются, как правило, только в летнее время, то есть всего 2—3 месяца в году. Поэтому мы ждем от наших читателей новых разработок, лучшие из которых будут опубликованы на страницах журнала.

Изображение

Снегоход «Экспромт»: 1 — двигатель мотоцикла «ИЖ-49», 2 — амортизатор второго колеса, 3 — кожух гусеницы, 4 — переставленное переднее колесо мотоцикла в качестве заднего ведомого, 5 — гусеница, 6 — маятниковая растяжка для крепления ведомого колеса, 7 — косынка для крепления растяжки (приваривается к задней вилке), 8 — амортизатор лыжи, 9 — лыжа (неуправляемая часть), 10 — поворотная втулка, 11 — амортизатор конька, 12 — поворотная часть лыжи — конек.

Этот снегоход на базе мотоцикла ИЖ,но я думаю на минск также можно сделать!


Источник: "Моделист-Конструктор" 1974, №2
Последний раз редактировалось f12SEGA 31 мар 2011, 17:01, всего редактировалось 1 раз.
За тебя колым отдам,душу дьяволу продам...
Аватара пользователя
f12SEGA
Сообщения: 692
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 12:56
Мотоцикл: Минск 3.112.1
Откуда: Кирово-Чепецк
Контактная информация:

Re: Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение f12SEGA »

Вот ещё,опять же из МК!

«ВОСХОД» - СНЕГОХОД

Мысль о снегоходе появилась у меня сразу же, как только я переехал жить в поселок Белушье Ненецкого автономного округа. Большая часть года здесь зима. А в почете такой транспорт, который способен перевозить людей и грузы по бездорожью.

Снегоход я решил сделать из мотоцикла «Восход-3», который купил, чтобы летом использовать его по прямому назначению. Поэтому в самой конструкции мотоцикла изменил только ходовую часть.

Наблюдая езду «Буранов», с легкостью преодолевающих снежные препятствия, решил остановиться не на широкопрофильных колесах для своей машины, а на гусенице. Кроме того, мне хотелось сделать снегоход, используя как можно больше узлов и деталей заводского изготовления. Поэтому и применил узлы ходовой части «Бурана»: опорно-поворотную переднюю лыжу, половину движителя, включающую в себя одну резинотканевую гусеницу с тремя балансирными тележками, а также боковые лыжи от снегохода «Лайка» для обеспечения большей устойчивости и четыре натяжных болта от двигателя ЯАЗ-704.

Основа движителя - рама, сваренная из уголка 25x25 мм. Размеры ее полностью согласуются с размерами гусеницы и окружающих ее конструктивных элементов: ведущего и направляющего вала, балансирных тележек, боковых лыж, которые фиксируются на раме болтами. К ней же тяговым крюком цепляется и грузовой прицеп.

Сама рама крепится к мотоциклу в трех течках - наподобие маятника. Две точки - это задние амортизаторы (рис. 1), а третья - шарнир, состоящий из соединенных болтом отрезка трубы, приваренного к раме мотоцикла, и поперечной перекладины рамы движителя (рис. 2 и 3).

Ведущий вал движителя, передающий крутящий момент гусенице, расположен в задней части рамы. Можно было бы установить его и в передней, как на «Буране»: сократилась бы длина цепи от ведущей звездочки промежуточного вала. Но тогда всю раму пришлось бы оттянуть несколько назад, что привело бы к уменьшению просвета между рамой мотоцикла и гусеницей, к их взаимному трению. В конечном счете высота снегохода увеличилась бы, а устойчивость его ухудшилась.

Корпуса подшипников ведущего вала движителя опираются на металлические пластины, прикрепленные к силовым элементам рамы (рис. 2). Аналогично установлен в передней части рамы и направляющий вал. Только здесь корпуса подшипников находятся в так называемых балансирах - подвижных каретках, которые могут перемещаться вдоль рамы под воздействием натяжных болтов в П-образных направляющих (рис. 4). Это сделано для того, чтобы натягивать ослабевшую по каким-либо причинам гусеницу.

Балансирные тележки к раме движителя крепятся болтами, каждая к двум кронштейнам, как на «Буране». Причем наибольшая высота у передних кронштейнов. Таким образом, рама движителя приподнята спереди, что положительно сказывается на работе гусеницы.

Кронштейны изготовлены из уголков различных размеров, кроме того, для достижения нужного уклона рамы я подкладывал под них бруски текстолита.

Для передачи крутящего момента от коробки перемены передач гусенице использован промежуточный вал, жестко установленный нa раме мотоцикла (рис. 5). Корпуса подшипников вала приварены к уголковым кронштейнам рамы. На левом конце этого вала звездочка насажена на шлицы и цепью соединена с коробкой передач. На правом его конце нарезать шлицы я не смог, поэтому правую звездочку пришлось укрепить следующим образом. Придал посадочному месту форму шестигранника, насадил звездочку и зафиксировал ее гайкой.

Натяжного устройства цепи от коробки передач до промежуточного вала нет. А на участке от вала до гусеницы цепь натягивается перемещением всей рамы движителя относительно мотоцикла. На ней предусмотрены уголковые кронштейны с болтами и поперечная перекладина, связанная с рамой мотоцикла. Справа кронштейн и перекладина соединены болтом упора, а слева - болтом натяжения.

Опорно-поворотная лыжа от снегохода «Буран» прикреплена к вилке мотоцикла двумя металлическими кронштейнами с вверенной между ними стальной трубой-проставкой (рис. 6). В трубу запрессована латунная втулка для оси переднего колеса мотоцикла. К рессоре лыжи кронштейны крепятся четырьмя болтами, и вся подвеска свободно поворачивается вокруг оси, что позволяет успешно преодолевать неровности дороги.

Боковые лыжи от снегохода «Лайка» жестко прикреплены болтами к кронштейнам рамы движителя. Они служат дополнительной опорой, повышающей устойчивость машины. Над ними расположены глушители, которые я навесил на подножки водителя, нарезав на них резьбу М12.

Радиус разворота у моего снегохода получился около 2 м, что позволяет на большой скорости легко маневрировать даже в лесу между деревьями. Однако отсутствие заднего хода создает определенное неудобство, и снегоход иногда приходится разворачивать вручную.

Мне доводилось перевозить на нем трех человек и багаж - снегоход шел хорошо, правда, на пониженных передачах - второй или третьей, в зависимости от обстановки. Буксировал также на прицепе лыжные сани.

Свой снегоход я строил, как говорится, на коленке, из первых лопавшихся материалов, ведь выбор их здесь, в заполярном поселке, прямо скажем, ограничен. Поэтому внешне он получился несколько угловатым, и я намерен еще поработать над ним: добавить вторую гусеницу, продумать смазку целей и некоторые детали наружного оформления,

Изображение

1 - задние амортизаторы, 2 - болт натяжения цепи, 3 - задняя перекладина, 4 - рама движителя, 5 - гусеница, 6 - тянущие звездочки, 7 - приводная звездочка ведущего вала, 8 - один из опорных катков, 9 - кронштейны балансирных тележек, 10 - упорный болт натяжения цепи, 11 - точка подвески глушителя на подножке водителя.

Изображение

Рис. 2. Рама движителя: 1 - продольные силовые элементы, 2 - поперечная перекладина, 3 - уголковые кронштейны, 4 - болты натяжения цепи, 5 - петли крепления рамы к мотоциклу, 6 - петли крепления задних амортизаторов, 7 - пластины подвески ведущего вала, 8 - поперечные силовые элементы, 9 - текстолитовые бруски, 10 - левые кронштейны крепления балансирных тележек, 11 - левые кронштейны крепления боковой лыжи, 12 - болты натяжения гусеницы, 13 - пазы, 14 - П-образные направляющие.

Рис, 4. Механизм нагяжения гусеницы: 1 - рама движителя, 2 - направляющий вал, 3 - П-образная направляющая, 4 - подвижная каретка гусеницы, 5 - передний узел крепления боковой лыжи, 6 - болт натяжения гусеницы.

Рис. 5. Установка промежуточного вала: 1 - рама мотоцикла, 2 - кронштейн промежуточного вала, 3 - корпус подшипника, 4 - промежуточный вал, 5 - правая звездочка, 6 - упорный болт натяжения цепи, 7 - приводная звездочка ведущего вала.

Рис. 3. Механизм натяжения цепи: 1 - рама мотоцикла, 2 - подножка водителя, 3 - болт крепления рамы движителя на мотоцикле, 4 - поперечная перекладина, 5 - левый уголковый кронштейн, 6 - болт натяжения цепи, 7 - рама движителя.

Рис. 6. Подвеска опорно-поворотной лыжи: 1 - лыжа, 2 - болты, 3 - кронштейны, 4 - проставка, 5 - передняя вилка мотоцикла.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1985, №11
За тебя колым отдам,душу дьяволу продам...
Аватара пользователя
f12SEGA
Сообщения: 692
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 12:56
Мотоцикл: Минск 3.112.1
Откуда: Кирово-Чепецк
Контактная информация:

Re: Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение f12SEGA »

Продолжение!Пневматик из мотоцикла минск.

Изображение

В летнее время мотоцикл "Минск" служил мне верой и правдой, как сказочный конек-горбунок. Осенью же и зимой, по причине бездорожья, он простаивал, хотя надобность в передвижении на значительные расстояния и в это время у меня была не меньшей. Вот тогда я и решил сделать из него мотовездеход, но который при необходимости можно было бы опять трансформировать в мотоцикл.

Полистав подшивку журнала "Моделист-конструктор" за добрый десяток лет, нашел несколько публикаций на эту тему, которые помогли определиться со схемой вездехода и конструкцией основных узлов. Пригодился и предыдущий опыт самостоятельного технического творчества. Необходимые инструмент и оборудование, какие имеются у многих самодельщиков, у меня были: и сварочный аппарат, и даже небольшой токарный станок с приспособлением, которое позволяло выполнять на нем даже фрезерные операции.

Создание всесезонного вездехода с универсальным движителем из обычного мотоцикла напоминало решение задачи "вечного двигателя". И тогда оставался один способ: обеспечить проходимость машине в определенное время года с помощью модульных, быстро заменяемых движителей. Таковыми, кроме обычных колес в летний период, представлялись пневматики - в межсезонье и гусеница - для зимы.

Конструктивной базой послужил небольшой старенький двухколесный мотоцикл "Минск", изрядно "подлатанный" и модернизированный. Вместо штатного мотора на него установлен двигатель К-125 объемом 125 см3.

Поскольку мощность двигателя составляла всего 10 л.с., то актуальной была и задача обеспечения небольшой массы всех дополнительных механизмов и узлов будущего вездехода.

Задний мост - наиболее сложный узел мотопневмохода. Он, как и передняя вилка, выполнен модульным, то есть монтируется вместо заднего колеса и маятниковой вилки без каких-либо переделок мотоцикла.

Задний мост вместе с промежуточным валом собран на собственной раме-вилке, сваренной из квадратной трубы 40x40x3 мм. В передней части к раме приварена поперечная втулка, выполненная по размерам втулки маятниковой вилки заднего колеса мотоцикла. Ширина остальной части рамы сделана такой, чтобы между ее перьями умещался дифференциал заднего моста. Нижние подкосы-поперечины, крепящие мост к раме, выполнены из уголка 25x25 мм, верхняя - из полудюймовой трубы, фланцы - из стального листа толщиной 2 мм с вертикальной отбортовкой.

Сам мост, точнее его внутренние узлы и детали, без кожуха, от автомобиля УАЗ. Его полуоси укорочены и сварены, а вместо венца на планетарной конической шестерне смонтирована 45-зубая звездочка от мотоцикла "Иж". На концах полуосей сделаны шпоночные пазы (по пазам в ступицах пневматиков), а в торцах - резьбовые отверстия М10 под винты крепления ступиц колес.

Вращение на звездочку заднего моста от двигателя передается двумя цепными передачами через промежуточный вал. Первая цепная передача - от выходного вала двигателя мотоцикла на большую 41-зубую звездочку с шагом 12,7 мм промежуточного вала. Вторая передача - от малой 17-зубой звездочки, установленной на другом конце промежуточного вала, на 45-зубую с шагом 15,875 мм дифференциала заднего моста.

На промежуточном валу смонтировано тормозное устройство (вместе с 41-зубой звездочкой взято от мотоцикла "Иж"). В действие тормозной механизм приводится через самодельную тягу от педали на мотоцикле до рычага на барабане. У промежуточного вала собственное натяжное устройство. Его особенность состоит в том, что с одной стороны (справа) натяжение производится назад, а с другой стороны - вперед, то есть в противоположные стороны от ближайших к ним цепных передач. У заднего моста свое натяжное устройство. Оно, в общем-то, обычное для самодельной техники.

В середине рамы-вилки к обоим перьям сверху приварены проушины для крепления нижних концов штатных амортизаторов. Еще две проушины приварены сверху к корпусам подшипников полуосей. К ним крепятся нижние концы дополнительных амортизаторов.

Колеса на пневматиках. Диски колес облегчены и сделаны решетчатыми. Ободья (два кольца наружным диаметром 590 мм из полудюймовых тонкостенных труб) соединены между собой ложементами, изогнутыми по поперечному радиусу слегка накачанной камеры. Расстояние между ободьями 360 мм. Прогиб ложемента - 50 мм.

Ложементы изготовлены из 2-мм стальной полосы шириной 40 мм с отбортовкой. Отбортовка нужна по двум причинам: она делает колеса более жесткими, а продольные ребра колес не трут камеры пневматиков.

Из полосы такой же толщины, только поуже, сделаны и спицы, соединяющие ободья со ступицей колеса. На фотографиях видно, что часть спиц в колесах - из арматурной проволоки. Это еще один вариант.

Ступица представляет собой сварную катушку, то есть втулку с фланцами из листовой легированной стали 30ХГСА толщиной 6 мм. Внутренний диаметр втулки соответствует наружному диаметру конца полуоси. В задних колесах, чтобы увеличить колею при недлинных полуосях, ступица смещена внутрь так, что один ее фланец доходит почти до обода. В срединной части ступицы сделан небольшой продольный паз, а на катушку посажена неширокая толстостенная стопорная втулка, в бобышке которой выполнено резьбовое отверстие М8. После установки колеса на полуоси паз ступицы совмещается с пазом на конце полуоси и в них из втулки вворачивается стопорный винт М8, выполняющий роль шпонки. Крепится ступица колеса на полуоси винтом М10 с большой шайбой через соответствующее резьбовое отверстие в торце полуоси.

Пневматики представляют из себя трехслойный "сандвич". Внутри - накачанная камера от колеса тракторной тележки. Она обтянута другой такой же старой камерой, разрезанной снаружи вдоль. Сверху на камеры надета покрышка (шина) со срезанными протектором и бортами, взятая от такого же старого колеса тракторной тележки.

Протектор с шины удалил следующим образом. Сначала сверху сделал поперечный надрез и, не доходя до брекера, подрезал на несколько сантиметров протектор снизу, сделав небольшой "лепесток". Затем зажал "лепесток" струбциной и зацепил за нее трос прикрепленной к стене ручной лебедки. Покрышку закрепил на месте. Подрезая понемногу протектор снизу, натягивал трос и поворачивал шину. И так делал, пока не снял весь протектор. Даже при такой механизации на один пневматик уходил целый день.

Пневматики прикреплены к ободу ремнями с крючками.

Замечу, что передний пневматик, при том же посадочном диаметре, что и у задних, немного меньше их, его ступица расположена посередине колеса и в ней имеются два подшипника 204 под ось диаметром 20 и длиной 180 мм.

Для того чтобы установить пневматики на мотоцикл, "перепрофилируя" его в вездеход, пришлось изготовить другую переднюю вилку и задний мост.

Передняя вилка - от старого минского мотоцикла М-106, переделанная. Переделка заключалась в существенном расширении и удлинении вилки, чтобы между ее перьями свободно умещался пневматик.

Удлинение вилки обеспечил монтажом пары кронштейнов на нижних концах каждого пера. Перья вилки при этом остались без изменений. Кронштейны сварил из отрезков прямоугольной трубы 40x25x3 мм и прикрепил каждый из них к перу хомутом-стремянкой и болтом через отверстие в проушине для штатной оси мотоциклетного колеса. Чтобы стенки труб кронштейна не сминались, в тех местах, где находятся отверстия, под болты и под ось пневматика вварил распорные втулки. Болт специальный, самодельный. Толщина его стержня равна диаметру оси колеса (16 мм), а на конце сделана проточка под резьбу М12. Хомуты согнул из стального прутка диаметром 8 мм и на концах нарезал резьбу. Соединительная упорная планка - отрезок уголка 25x25 мм.

Вилку расширил, установив на место штатных мостиков самодельные, более длинные, при этом полностью использовав и штатные. Оба новых мостика, как верхний, так и нижний, сделаны из 5-мм стального листа, а к их концам снизу приварены отрезанные от штатных втулки-клеммы таким образом, чтобы их можно было стягивать винтом. Центральные же части мотоциклетных мостиков приварены к серединам самодельных. Переделанная таким образом вилка смонтирована на рулевой колонке мотоцикла, которая никакой переделке не подвергалась. В верхнем мостике еще просверлены отверстия под кронштейны крепления штатного руля.

Я думал, что при такой длине мостики будут прогибаться, и в будущем предполагал сделать на них отбортовку или приварить подкосы. Но когда установил кронштейны для крепления фар, выполненные из стального листа толщиной всего 2 мм, то оказалось, что мостики прогибаются совсем немного и упруго - без остаточной деформации.

Для того чтобы ось переднего колеса не проворачивалась, я приварил к ней стопорную пластину, которую болтом соединил с кронштейном вилки.

Рулевая лыжа. Ее использую при переоборудовании мотоцикла в снегоход как с ведущими задними пневматиками, так и с гусеничным движителем. Лыжа выполнена из листа дюралюминия толщиной 6 мм и обшита снизу листовым 4-мм полиэтиленом (разрезанные вдоль и выпрямленные в нагретом состоянии отрезки канализационных труб). Соединение деталей - многочисленными алюминиевыми заклепками, головки которых в листе полиэтилена спрятаны впотай. Такими же заклепками присоединен к подошве лыжи и подрез из уголка 20x20 мм, вертикальная полка которого совпадает с плоскостью продольной симметрии лыжи. Концы лыжи загнуты: спереди побольше, сзади поменьше. Ее габаритные размеры (длина х ширина) - 730x310 мм, причем ширина такая же, как и у гусеницы. При езде по рыхлому снегу лыжа его приминает, и гусеница по следу идет "увереннее".

Управляется лыжа посредством шарнирно укрепленной поверх нее штанги, выполненной из стальной трубы с наружным диаметром 33 мм (перо от передней вилки старого минского мотоцикла). Раньше соединение лыжи и штанги было жестким и управлять машиной в колее или на косогоре, когда подрез зависал в воздухе, было очень сложно. Теперь этот недостаток устранен.

Шарнир представляет собой перекрещивающиеся под прямым углом и приваренные друг к другу в своих срединных частях две стальные втулки. Обе втулки - продольная короткая и поперечная длинная - изготовлены из полудюймовой трубы с внутренним диаметром 16 мм. Длинная втулка установлена на оси в уголках-кронштейнах, прикрепленных заклепками к верхней плоскости лыжи, а короткая - в нижнем кронштейне штанги. Последний выгнут в форме буквы П из 6-мм стальной полосы и приварен к торцу штанги. Перед приваркой конец трубы был нагрет, чтобы сталь штанги в месте стыка не стала хрупкой. Оси - болты М12 соответствующей длины, смонтированы во втулках на фторопластовых подшипниках скольжения.

Верхний кронштейн рулевой лыжи выполнен из стального уголка 36x36 мм и приварен к верхнему концу штанги своей срединной частью. По обеим сторонам от штанги симметрично в вертикальных полках кронштейна выполнены по два отверстия под хомуты-стремянки. Размер между центрами отверстий в каждой паре (43 мм) соответствует диаметру трубы пера вилки (33 мм) плюс толщина стержня хомута (10 мм).

Расстояние от "межцентра" одной пары отверстий до другого соответствует размеру между осями перьев передней вилки мотоцикла. У меня он равен 155 мм.

На штанге с помощью еще одного хомута-стремянки крепится подвижный кронштейн-пластина. К пластине приварен отрезок полудюймовой трубы с внутренним диаметром 16 мм (по оси переднего колеса мотоцикла). Длина отрезка 130 мм соответствует расстоянию (в свету) между концевыми ушками перьев вилки.

Дужка в передней части лыжи выполнена из стальной трубы с наружным диаметром 18 мм и прикреплена расплющенными концами к лыже болтами М6.

И еще. Чтобы лыжа в колее или на косогоре не вставала на ребро, к верхней втулке шарнира по бокам приварены стержни-ограничители.

Изображение

Задний мост:

1 - втулка (стальная труба 3/4"); 2 - рама-вилка (стальная труба 40x40); 3 - тормозной барабан со звездочкой (z = 41, t = 12,7, от минского мотоцикла); 4 - ось промежуточного вала (ось от минского мотоцикла); 5 - промежуточный вал (ступица заднего колеса минского мотоцикла с подшипником 203); 6, 17 - нижние подкосы (уголок 25x25, 4 шт.); 7 - верхний подкос (труба 1/2"); 8 - хомуты-стремянки М8 (пруток 08, 4 шт.); 9 - дифференциал (от автомобиля УАЗ-469); 10 - задняя цепь (t = 15,875); 11 - корпус с подшипником 80209 (2 шт.); 12 - пыльник; 13 - корпус с подшипником 206; 14 - полуось (укороченная от УАЗ-469, 2 шт.); 15 - винт М10 с шайбой крепления ступицы колеса (2 шт.); 16 - натяжное устройство задней цепи (2 шт.); 18 - фланец установки заднего моста (сталь, лист s2, 2 шт.); 19 - проушины крепления правого дополнительного амортизатора (Ст3, лист s2); 20 - ведомая звездочка заднего моста (z = 45, t = 15,875, от мотоцикла "Иж"); 21 - проушина крепления штатного амортизатора базового мотоцикла (Ст3, лист s2, 2 шт.); 22 - малая звездочка промежуточного вала (z = 17, t = 15,875); 23 - большая звездочка промежуточного вала (z = 41, t = 12,7, от мотоцикла "Иж"); 24 - рычаг тормоза (от минского мотоцикла); 25 - тормозная тяга (пруток 5); 26 - натяжное устройство передней цепи (2 шт.); 27 - подшипник скольжения маятниковой рамы вилки (бронза); 28 - передняя цепь (t = 12,7)

ИзображениеИзображение


Пневматик и колесо:

1 - покрышка (от колеса тракторной тележки со срезанными протектором и бортами); 2 - обтяжка (старая камера от колеса тракторной тележки); 3 - камера (от колеса тракторной тележки); 4 - ремень (8 шт.); 5 - обод (труба 1/2", 2 шт.); 6 - ступица (сталь 30ХГСА); 7 - спица (сталь, полоса s2, 16 шт.); 8 - болт М6 крепления ремня (32 шт.); 9 - ложемент (сталь, полоса s2, 8 шт.); 10 - стопорный винт М8; 11 - втулка ступицы с пазом; 12 - стопорная втулка; 13 - кронштейн-крючок крепления ремня (сталь, полоса s2, 8 шт.)

Изображение

Колесно-лыжный снегох

ИзображениеИзображение

Передняя вилка:

1 - удлинительный кронштейн (труба 40x25x3, 2 шт.); 2 - ступенчатый болт М12 (16, 2 шт.); 3 - хомут-стремянка (стальной пруток 8, уголок 25x25,2 шт.); 4 - нижняя труба пера вилки (2 шт.); 5 - резиновый чехол (2 шт.); 6 - хомут-клемма нижнего мостика; 7 - нижний мостик (стальной лист s5); 8 - верхняя труба пера вилки (2 шт.); 9 - верхний мостик (стальной лист s5); 10 - срединная часть штатного верхнего мостика; 11 - ось руля; 12 - срединная часть штатного нижнего мостика; детали 4, 5, 6, 8, 10, 12 - от мотоцикла М-106

Источник: "Моделист-Конструктор" 2003.
За тебя колым отдам,душу дьяволу продам...
Аватара пользователя
f12SEGA
Сообщения: 692
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 12:56
Мотоцикл: Минск 3.112.1
Откуда: Кирово-Чепецк
Контактная информация:

Re: Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение f12SEGA »

Ну и последний снегоцикл на базе мотоцикла Ява!

ИЗ «ЯВЫ» - ВЕЗДЕХОД

Изображение

Услышать за городом характерный треск мотоциклетного двигателя можно практически всегда - статистика утверждает, что число мотоциклов и мотороллеров в нашей стране составляет около 20 миллионов, и значительная их часть сосредоточена в сельской местности и небольших городах. Однако транспорт этот, что ни говори, сезонный. Чуть выпал снег - и мотоциклисты дружно консервируют свои машины до теплых дней.

Однако в последние годы появилось множество проектов и конструкций, которые делают мотоцикл поистине всесезонным. Одни устанавливают на них три-четыре камеры от грузовика - и мотоцикл превращается в амфибию, способную не только легко передвигаться по снегу или болоту, но и преодолевать вплавь водные преграды - в данном случае камеры играют роль не только движителя, но и поплавков. Другие - снабжают мотоцикл легкосъемной гусеницей - при этом мотовездеход легко идет по снегу, болоту, преодолевает достаточно крутые подъемы, а при обратной трансформации - замене гусеницы на колесо - вновь обретает качества скоростной шоссейной машины.

Сегодня мы представляем одну из таких двухколесных машин - гусеничную «Яву» минчанина М. Ярошевича.

Гусеничный блок, разработанный мною для мотоцикла «Ява», легкосъемный - смонтировать его на двухколесную машину или заменить вновь на колесо можно всего за четверть часа.

Блок спроектирован с максимальным использованием готовых деталей мотоциклов и практически без применения сварки.

Рама гусеничного блока представляет собой пространственную конструкцию, состоящую из двух щек, вырезанных из листового дюралюминия толщиной 4-5 мм, соединенных шпильками с применением стальных распорных втулок.

Основные опорные катки - это доработанные цельнолитые ступицы мотоцикла «Ява». Доработка заключается в спиливании с их внешней поверхности ребер охлаждения. Дополнительный (центральный) опорный каток - это также ступица колеса, однако совсем не обязательно, чтобы и она была «явской» - подойдет и от мопеда любой марки.

Передний опорный каток закрепляется в раме так же, как и на мотоцикле переднее колесо - с помощью оси диам. 15 мм, на концах которой нарезана резьба М14Х1.25, и двух распорных втулок, вырезанных из стальной трубы с внутренним диаметром не меньше 15 мм и внешним - около 20 мм.

Задний опорный каток установлен в раме подвижно, как и заднее колесо на мотоцикле. Продольные пазы, вырезанные в щеках рамы, позволяют регулировать натяжение гусеницы. При необходимости подвижно можно установить и передний опорный каток - делается это в случаях, когда вытягивание гусеницы излишне велико.

Гусеница изготовлена на основе беговой дорожки покрышки автомобиля УАЗ-469, Следует учесть, что создание гусеничного блока необходимо начинать именно с подбора гусеничного полотна - ведь от него будут зависеть размеры рамы. Советую сразу же подобрать две-три одинаковых покрышки - в принципе подойдут шины с любой степенью износа - лишь бы не было разрывов. Вырезать из покрышки ленту лучше всего заточенным до бритвенной остроты ножом по предварительно сделанной разметке мелом или стеклографом. Хорошие результаты получаются при увлажнении ножа насыщенным раствором обычного хозяйственного мыла. Главное, надо постараться, чтобы не получилось так называемых «зарезов», по которым в процессе эксплуатации гусеница в конце концов разорвется.

Если беговая дорожка имеет глубокий протектор, устанавливать дополнительные грунтозацепы не обязательно. Ну а если гусеница достаточно гладкая, имеет смысл привернуть к ней отрезки швеллера или же тавра с шириной основания 40-45 мм и высотой профиля около 15-20 мм. К этим же профилям крепятся и парные гребни, выгнутые из стальной полосы толщиной 2,5-3 мм и шириной 40 мм. Стыковка грунтозацепов с гребнями и гусеницей - винтами и гайками с резьбой М5. После завинчивания гайки выступающая часть винта откусывается и расклепывается.

Ведущее колесо гусеничного блока - это также доработанная ступица «явского» колеса. У нее спилены ребра охлаждения и установлены на винтах дюралюминиевые зубья с шагом 45°. Ширина каждого - 40 мм, крепятся они к ступице винтами с резьбой M5 с контровкой эпоксидным клеем.

При проектировании гусеничного движителя особое внимание обратите на соответствие шага, с которым установлены зубья на ведущем колесе, с шагом отверстий на гусенице. Если при расчетах окажется, что при восьми зубьях не обеспечивается кратность передачи на гусеничный движитель - то есть количество грунтозацепов и соответственно отверстий в гусенице не делится на количество зубьев в колесе, то их число необходимо изменить на единицу в одну или другую сторону и пересчитать количество грунтозацепов и отверстий.

Для установки блока на мотоцикл следует изготовить более длинную заднюю ось в соответствии с шириной рамы и толщиной двух втулок. Передняя часть гусеничного блока подтягивается к маятниковой раме двумя работающими на растяжение пружинами - это обеспечивает лучшую проходимость и устойчивость машине.

Использование лыжи вместо переднего колеса вряд ли целесообразно. Дело в том, что управляемость мотоцикла при этом оказывается неудовлетворительной. Особенно она ухудшается, когда одноколейный вездеход движется по накатанной дороге или выезжает вдруг на обледенелый участок. В будущем хочу сделать мою «Яву» полногусеничной, установив аналогичный блок и вместо переднего колеса.

Изображение

Гусеничный движитель для мотоцикла: 1 - грунтозацеп (стальной швеллер), 2 - лента гусеницы (беговая дорожка автопокрышки или транспортерная резинотканевая лента), 3 - ограничитель (сталь толщиной 2,5 мм), 4 - ведущее колесо (ступица штатного колеса «Явы»), 5 - зуб ведущего колеса (дюралюминий Д16Т толщиной 4 - 5 мм), 7 - стяжная шпилька (стальной пруток диам. 12 мм), 8 - маятниковая вилка мотоцикла «Ява», 9 - хомут (стальная полоса сечением 2X20 мм), 10 - пружина, 11 - дистанционная втулка, 12 - шайба, 13 - ось центрального опорного катка, 14 - центральный опорный каток, 15 - передний опорный каток (ступица колеса мотоцикла «Ява»), 16 - гайка, 17 - задний опорный каток гусеничного движителя (ступица колеса мотоцикла «Ява»), 18 - натяжное устройство (от мотоцикла «Ява»), 19 - винты крепления упора натяжного устройства, 20 - упор натяжного устройства, 21 - винты крепления зубьев ведущего колеса, 22 - винт с гайкой (крепления грунтозацепов и ограничителей), 23 - шайба. 24 - гайка, 25 - распорная втулка, 26 - втулка.

Я вот не знаю,одинаковая ширина маятника Ява и Минск или нет?Если одинаковая то можно спакой мастерить и на мотоцикл минск.Ну и спереди лучше наверно поставить лыжу!

Источник: "Моделист-Конструктор" 1988, №9
За тебя колым отдам,душу дьяволу продам...
Аватара пользователя
Alex183
Сообщения: 131
Зарегистрирован: 05 фев 2011, 00:15
Мотоцикл: Минск М-103,3.112.12
Рига-4 продана
Откуда: мурманская обл.

Re: Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение Alex183 »

больно уж дохлые движки минска и восхода,если делать то с планетовского двигателя или с туловского.
Лучше старенький ТТ,чем дзюдо и каратэ
Что за штука лисопед ж[ой!]а едет ноги нет
Аватара пользователя
f12SEGA
Сообщения: 692
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 12:56
Мотоцикл: Минск 3.112.1
Откуда: Кирово-Чепецк
Контактная информация:

Re: Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение f12SEGA »

Глань по этой ссылке снежик http://www.snowmobile.ru/forum/viewtopi ... 81&t=39345
Правда он в сто раз лучше,чем мотоциклы с узенькой гусей! :twisted:
За тебя колым отдам,душу дьяволу продам...
Аватара пользователя
Alex183
Сообщения: 131
Зарегистрирован: 05 фев 2011, 00:15
Мотоцикл: Минск М-103,3.112.12
Рига-4 продана
Откуда: мурманская обл.

Re: Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение Alex183 »

у меня чтото типо такого в гараже стоит с двигателем т-200 если надо то могу фотки выкинуть.
Лучше старенький ТТ,чем дзюдо и каратэ
Что за штука лисопед ж[ой!]а едет ноги нет
Аватара пользователя
f12SEGA
Сообщения: 692
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 12:56
Мотоцикл: Минск 3.112.1
Откуда: Кирово-Чепецк
Контактная информация:

Re: Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение f12SEGA »

Канечно давай!Посмотрю что хоть представляет из себя!Он тоже самодельный?
За тебя колым отдам,душу дьяволу продам...
Аватара пользователя
Alex183
Сообщения: 131
Зарегистрирован: 05 фев 2011, 00:15
Мотоцикл: Минск М-103,3.112.12
Рига-4 продана
Откуда: мурманская обл.

Re: Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение Alex183 »

Изображение
Изображение
правда он щяс не на ходу и завален всяким хламом.
Лучше старенький ТТ,чем дзюдо и каратэ
Что за штука лисопед ж[ой!]а едет ноги нет
DAlas
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 10 май 2010, 17:51
Мотоцикл: Минск 3.115 Минск 3.112 Минск 3.112 Днепр,
Ява 350-634
Откуда: Россия, п.Верхние серги( в 86 км от екатеринбурга)

Re: Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение DAlas »

f12SEGA писал(а):Продолжение!Пневматик из мотоцикла минск.

Изображение
короч у нас в посёлке оч много таких резинок, видел из ижей делают и 1 есть из урала, колёса сами варят, + камеры от трактора


снегохот тоже буду делать, как только друг сварку купит или попрошу кого нибудь, тем более есть рама и движка разобрана, хотел собрать, отдал бате цилиндр и кв чтобы он отнёс на ремонт, а он говорит что только деньги зря потрачу, так что жду когда друг отдаст или продаст мне восход, тем более ему просто так отдала какая то бабуська, а он ему не нужен, у него урал есть
Боже! Дай мне каску от дебилов!!
не спорьте с шурави, ему из тайги виднее !!!
Изображение
orion
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 16 ноя 2011, 16:58
Мотоцикл: китайский мопед orion
Откуда: заволжск
Контактная информация:

Re: Мотоцикл широкого профиля. Самодельный снегоход.

Сообщение orion »

кто нибудь пробовал ставить лыжину вместо переднего колеса, на китайском мопеде
Ответить

Вернуться в «Полезные статьи»